Авиастроение, РКО и ОПК

ОАО "НПП "ЗВЕЗДА"

ОАО "НПП "ЗВЕЗДА"

Автоматизированы процессы закупок, складского хранения и выдачи в производство материалов и комплектующих, после чего автоматизирован учет хода производства. Завершающим этапом была проведена автоматизация снабжения и сбыта в интеграции с имеющимся ранее на предприятии ПО. Развитие ИТ- структуры предприятия не ограничилось периодом внедрения, начаты работы по автоматизации планирования по методологии APS. 

  • О предприятии

    Научно-производственное предприятие «Звезда» им. Академика Г.И. Северина было создано в 1952 г. Предприятие является признанным лидером мирового авиакосмического сообщества и  головным отечественным предприятием в области создания и производства систем жизнеобеспечения летчиков и космонавтов для высотных полетов и космических исследований; средств спасения экипажей и пассажиров при авариях летательных аппаратов; систем заправки самолетов топливом в полете; средств защиты летательных аппаратов от пожара и взрыва; систем для внекорабельной деятельности в космосе.
    нпп.pngСозданные «НПП «Звездой» системы успешно эксплуатируются на тысячах военных и гражданских самолетов и вертолетов в России и за рубежом, на всех российских пилотируемых космических кораблях и орбитальных станциях, а также на международной космической станции.

    Специфика «НПП «Звезда» определяется тем, что производство является опытно-серийным, а выпускаемая продукция представлена номенклатурой из более чем 500 наименований, в производственной базе насчитывается до 80 000 детале-сборочных единиц, на складах около 39 000 единиц ТМЦ из них 30 000 размещается на производственных складах.

    Предпосылки внедрения

    Смешанный тип производства на предприятии (опытное, единичное и небольшие серии) плюс необходимость выпуска разноплановой продукции на одних и тех же рабочих центрах и частые конструкторские изменения делают задачу планирования ресурсов и материалов очень сложной задачей. Ранее на предприятии осуществлялось планирование по общему балансу мощностей, что приводило к их неравномерной загрузке. Руководство предприятия пришло к решению о необходимости повышения качества управленческих технологий. 

    Цели проекта

    Основные задачи, которые стоят перед проектом - это обеспечение руководства оперативной и достоверной информацией о деятельности производственных подразделений. Повышение эффективности производства, сокращение сроков выполнения заказов, снижение себестоимости производимой продукции, рациональное использование ресурсов и оптимизация запасов, а также использование современных автоматизированных подходов в планировании производственных процессов, вместо существующих ручных и совещательных методов.

    Решение

    Внедрение включало в себя все стандартные этапы и фазы проекта, что способствует сокращению длительности самого проекта. Основные этапы можно представить так:
    • Адаптация преднастроенной модели и подготовка прототипа системы. Прототип отражает складскую модель предприятия, укрупненную ресурсную модель производства, структуру нескольких изделий – типовых представителей основных видов продукции; 
    • Подготовка нормативно-справочной информации (данный этап идет параллельно с другими этапами проекта, начиная с подготовки прототипа системы);
    • Обучение команды внедрения - тестирование системы (пилотная эксплуатация); 
    • Подготовка системы к запуску в эксплуатацию (включает в себя создание рабочей базы данных, обучение конечных пользователей, генеральный прогон всех бизнес-процессов, автоматизируемых в ходе данного этапа проекта);
    • Промышленная эксплуатация и первичная поддержка системы по основным фазам проекта: логистика (управление запасами и закупки), учет хода производства.

    Таким образом, на предприятии НПП «Звезда» были автоматизированы процессы закупок, складского хранения и выдачи в производство материалов и комплектующих, после чего автоматизирован учет хода производства. Завершающим этапом была проведена автоматизация снабжения и сбыта в интеграции с имеющимся ранее на предприятии ПО. 

    нпп2.png
     

    Особенности внедрения

    Реализация проекта по внедрению корпоративной информационной системы началась со стандартного этапа разработки концепции решения и подготовки прототипа системы, включающей корректировку базовых референсных моделей, заложенных в систему под потребности предприятия. На первом этапе было проведено обследование текущего состояния НСИ на предприятии и определен список критических для запуска системы задач. Одним из важнейших требований стало приведение НСИ к необходимому виду, для Заказчика были разработаны и переданы необходимые описания к НСИ и к системе ведения НСИ.

    Однако при реализации поставленных задач группа внедрения столкнулась с рядом особенностей:
    • Большая номенклатура выпускаемой продукции фактически исключила возможность ручного переноса накопленной на предприятии нормативно-справочной информации в базы данных ИСУ;
    • Большое количество разрозненных унаследованных систем, использующих различные методы кодирования одних и тех же информационных объектов;
    • Необходимость в короткие сроки провести обучение большого количества достаточно «взрослых» специалистов предприятия;
    • Отсутствие полной и точной информации по складским остаткам.

    Для решения задачи создания единой информационной системы в плановые сроки специалисты компании составили детальный план проектных работ и приняли серьезные меры для его выполнения. 

    Методологические меры. Для того, чтобы решить задачу корректировки и унификации НСИ, специалистами компании «ФРОНТСТЕП СНГ», совместно со специалистами ОАО «НПП «Звезда» разработан целый ряд внешних программных модулей, так называемых конверторов. Конвертор позволяет осуществлять стыковку разнородных баз данных и получать на выходе данные в формате необходимом для ERP. 

    Организационные меры. Все возникающие вопросы тщательно анализировались и оперативно решались. На предприятии была организована служба по работе с НСИ, выполнившая в короткий срок обработку больших объемов данных в автоматическом и полуавтоматическом режимах, с использованием разработанных специалистами Фронтстеп и Звезды программных модулей.

    Пройдя обучение, группа проекта со стороны заказчика самостоятельно смогла обучить специалистов предприятия, которые по роду своей деятельности должны осуществлять эксплуатацию информационной системы управления. Специалисты группы сетевых технологий в кратчайшие сроки сумели модернизировать локальную сеть предприятия с тем, чтобы обеспечить доступ к ресурсам ERP-системы.

    Результаты проекта

    В процессе внедрения ERP-системы проведен серьезный реинжиниринг в бизнес-процессах предприятия, необходимость в котором была очевидна еще до начала проекта. Внедрение ERP-системы поддержало качественные изменения системы менеджмента в целом, и показало значительный экономический эффект. 

    Новые условия работы потребовали некоторого периода «стабилизации», когда в процессе эксплуатации ERP, работа в системе стала рутинной и повседневной для всех сотрудников НПП «Звезда». Ключевым моментом, обеспечившим успех реализации проекта, явилось активное участие в создании информационной системы управления проектной команды заказчика и менеджеров предприятия. На базе ИТ-дирекции НПП «Звезда» создан центр компетенции, в рамках которого развернута информационная поддержка пользователей. 

    Заместитель Генерального директора по информационным технологиям ОАО «НПП «Звезда» Ивянский Александр Маркович: 
    «Многолетнее итерационное развитие системы управления нашими проектными командами и результаты совместной работы продемонстрировали высокую эффективность. Мы намерены продолжить сотрудничество в рамках совершенствования ИТ-структуры НПП «Звезда», и, в частности, проекта внедрения планирования с использованием Syteline APS. 

    Это современный инструментарий, который дает возможность в процессе планирования всего производственного процесса за считанные секунды определить реалистичный график отгрузки заказов с учетом всех постоянно изменяющихся условий – как внутренних, так и внешних.»